ТЕМА 3. Экологический контроль

Экологический контроль — вид государственного управления в сфере экологического права, реализующийся в комплексе мер, направленных на соблюдение общеобязательных норм и правил путем применения норм властного принуждения.

Экологический контроль рассматривается отечественной правовой системой как комплекс правоустанавливающих норм и одновременно как перечень конкретных мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение, выявление и пресечения нарушения законодательства в сфере охраны природной среды.

Можно выделить следующие аспекты экологического контроля:

Функция государственного управления

Государство в лице уполномоченных органов обобщает информацию о состоянии правоотношений в сфере экологического права и охраны окружающей среды, после чего реализует ее в принятии конкретных нормативно-правовых актов, регулирующих эту сферу. Именно государство уполномочено разрабатывать нормы в отношении охраны природных объектов, которые должны соблюдать все субъекты.

Реализация законодательных норм на практике

Государство не ограничивается принятием комплекса нормативных актов, оно еще и контролирует их исполнение. В случае нарушения указанных норм по охране окружающей среды государство имеет возможность привлечь виновных лиц к различным видам ответственности.

Виды экологического контроля

Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

Государственный экологический контроль. Осуществляется уполномоченными государственными органами и обеспечивается мерами властного принуждения в случае нарушения норм по охране природной среды.

Общественный экологический контроль. Осуществляется некоммерческими организациями, гражданами и их объединениями. Указанные субъекты по итогам общественного контроля имеют право направить в государственные и муниципальные органы свои предложения по устранению нарушений правил охраны природного мира, которые являются обязательными для рассмотрения.

Производственный экологический контроль. Осуществляется организациями и предпринимателями в ходе хозяйственной деятельности путем разработки и утверждения программы производственного экологического контроля в отношении каждого объекта природной среды, получающего негативное воздействие в процессе производства.

Экологический контроль можно разделить по отдельным видам в зависимости от стадии контроля:

Предупредительный экологический контроль. Происходит на стадии подготовки к осуществлению хозяйственной деятельности (согласование, проектирование, получение разрешений на допустимый вред окружающей среде и т.д.). Позволяет предусмотреть профилактические меры для недопущения причинения вреда объектам природного мира, а также предотвратить потенциально опасную экологическую деятельность на стадии согласования.

Текущий экологический контроль. Осуществляется в рамках текущей хозяйственной деятельности и состоит в контроле за хозяйствующими субъектами. Такой контроль заключается в запросе документальной информации, выездных проверках и инспекциях.

Последующий экологический контроль. Заключается в сборе информации по итогам хозяйственной деятельности, ее обобщении и систематизации с целью дальнейшего регулирования природоохранных мероприятий.

Формы экологического контроля

В экологическом праве выделяют следующие формы экологического контроля:

Информационный экологический контроль. Реализовывается путем постоянного мониторинга за ситуацией в сфере охраны окружающей среды и позволяет своевременно отслеживать положительные или негативные изменения как в отношении отдельных объектов природы, так и в экологической ситуации в целом.

Карательный (принудительный) экологический контроль. Состоит в применении мер властного принуждения к субъектам, нарушающим нормы экологического права. Привлечение к ответственности осуществляется в пределах установленных санкций.

Методы экологического контроля

По методам проведения экологический контроль подразделяется на следующие виды:

Инспекционный экологический контроль. Уполномоченные органы в сфере охраны окружающей среды имеют право проводить инспекции хозяйствующих субъектов на предмет контроля за выполнением норм по охране окружающей среды.

В процессе проверки инспекционные органы имеют доступ ко всей разрешительной и технической документации организации.

Аналитический экологический контроль заключается в анализе информации, полученной в ходе инспекционного контроля, а также обязательной отчетности хозяйствующих субъектов.

Инструментальный экологический контроль производится путем сбора проб и анализов на предмет причинения вреда объектам окружающей среды и дальнейшего их исследования в лабораторных условиях.

Мероприятия экологического контроля

Мероприятия экологического контроля в Российской Федерации носят информативный, профилактический и карательный характер. Направлены на предупреждение нарушений в области охраны природы с помощью принятия в установленном порядке и реализации нормативно-правовых актов.

Если выявлено и доказано нарушение, то запускается карательный механизм по привлечению виновных к административной или уголовной ответственности.

Система экологического контроля РФ и её мероприятия:

  1. Установление ответственного лица, которое отвечает за деятельность объекта;
  2. Проверка документов по охране атмосферного воздуха и поверхностных вод от загрязнения, а также лабораторных заключений о воздействии предприятия на окружающую среду, его отходную и потребительскую статистику;
  3. При отсутствии собственной лаборатории проверке подлежит документация, которая получена от аккредитованной лаборатории-аутсорсера, проводившей соответственные анализы, диагностику, измерения;
  4. Проверка иной документации, в состав которой может входить:
  • Государственная регистрация юридического лица и его прав;
  • Разрешение на землевладение и временное пользование;
  • Информация об основной и вспомогательной деятельности объекта;
  • Документы об аренде;
  • Результаты прошлых проверок (для анализа сходства и различий между заключениями, которые были составлены инспекторами);
  • Приказы, предписания и протоколы, свидетельствующие о нарушениях экологического законодательства Российской Федерации, а также отчёты, которые подтверждают, что нарушения были устранены;
  • Декларации, которые подтверждают ежеквартальную оплату за вредное воздействие на окружающую среду (в некоторых случаях подходят копии, снятые с поручений об оплате).