Немного истории.
Совершим небольшой исторический экскурс и узнаем, когда и как зародилась современная система Технадзора аттракционов.

При Советском Союзе, аттракционы долгое время были в ведении Министерства Культуры.
В стане было плановое хозяйство*, а парки аттракционов являлись обязательным атрибутом городской власти.

*Плановая экономика или плановое хозяйство –экономическая система, в которой материальные ресурсы распределяются централизованно, находясь в государственной или общественной собственности и обязывают предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планом.

Т.е. в каждом городе был парк культуры и отдыха, и эти парки рассматривались как парки культуры и отдыха и зеленые зоны, а не как парки развлечений. Для Москвы, например, парки являются лёгкими мегаполиса, и это важнейший элемент экологии города, любого города.

Измайловский парк

Содержание зеленого хозяйства – это дело дорогое и хлопотное. Поэтому, для того чтобы была возможность содержать зеленое хозяйство, в парках появились аттракционы.

Т.е. изначально, у нас всегда рассматривались парки, как место отдыха, а не как место развлечений.

Аттракционы всегда шли по вторичному принципу.

Администрация парка занималась обслуживанием зеленых насаждений, дорожек, электричества, ограждений, проведением культурно-досуговых мероприятий и, в том числе, аттракционами.

Под выпуск аттракционов в стране существовало несколько предприятий, которые выпускали его в плановом порядке. Были такие серьёзные предприятия, как например, Ейский завод «Аттракцион», который выпускал аттракционы для всего Советского Союза. Открывшись в 1959 году, он выпустил в эксплуатацию более 60 000 аттракционов.

У каждого аттракциона существовал срок службы – 10, 15 лет. Был определенный набор аттракционов и по разнарядке выделялись деньги. Все понимали, что, если колесо отработало 20 лет — его пора менять. Писалась заявка, вставали в очередь на Ейском заводе и получали аттракционы.

Или «Колесо», или «Веселые горки», или «Юнгу» или «Колокольчик» —  набор аттракционов во всех парках страны был одинаков.

В связи с теми экономическими изменениями, которые произошли в нашей стране, потихоньку из-под контроля Министерства Культуры вышли и аттракционы, и оценка технического состояни, и контроль за техническим состоянием этого оборудования. Хорошо это или плохо мы уже судить не будем, потому что событие произошло.

Сообщество, которое оказалось в немножко бесхозном положении, пошло по пути саморегулирования.

РАППА Российская ассоциация парков и производителей аттракционов

Здесь нужно отдать должное одному из корифеев аттракционостроения, Гнездилову Владимиру Алексеевичу. На сегодняшний день он президент ассоциации РАППА – Российская ассоциация парков и производителей аттракционов.

Гнездилов В.А. РАППА
Он проявил огромную инициативу сначала по написанию Стандартов, потом по разработке Технического Регламента, который касался аттракционов.

Причём, Владимир Алексеевич не просто писал документы, он и производил аттракционы – он реальный, настоящий пионер аттракционостроения в нашей стране.

Одновременно с ним и вместе с ним работали над этими документами представители второй, существующей сегодня, ассоциации САПИР

САПИР Союз ассоциаций и партнеров индустрии развлечений

Союз ассоциаций и партнеров индустрии развлечений.
Это Романов Роман Николаевич, Сидоренко Лилиана Евгеньевна и другие люди.

Люди, которые проделали очень большую работу в части создания пакета документов для индустрии аттракционов.

Большую роль сыграл Рабинович Борис Абрамович.

Профессор, доктор наук, будучи преподавателем МАИ, принес авиационные технологии и знания в аттракционостроение.

Что, в свою очередь, имело положительный результат для создания документов, регламентирующих работу и производство аттракционов.

В конечном итоге, фактически, вся индустрия перешла на саморегулирование.

На сегодняшний день, нет никакого федерального органа, который непосредственно контактировал бы с представителями бизнеса индустрии развлечений.

Мы подконтрольны Гостехнадзору, мы подконтрольны Росстандарту, но своего министерства у нас нет.  Нет ни своего министерства, ни своей федеральной службы, которая, на государственном уровне, защищала бы наши интересы.

Наши ассоциации, и РАППА, и САПИР, выполняют большую работу и несут важную функцию, но это всё-таки не государственный орган.

В 2004 году произошла печально-известная авария в Лианозовском парке в Москве.

Упал аттракцион Сюрприз, пострадало 13 человек.

С этого события начался Московский Технадзор аттракционов.

Определился контрольно-надзорный орган, контролирующий техническое состояние аттракционов. Все события, которые происходили, все аварии, все несчастные случаи, на нормативном уровне, не имели никакого выхода. Но копился опыт и понимание процессов — что происходит, как происходит и почему происходит.

В тот же период, когда аттракционы вышли из-под контроля Министерства Культуры, в стране стало появляться много аттракционов, привозимых из-за рубежа.

Они были разного технического состояния. Были хорошего и не очень.

А те аттракционы, которые покупались когда-то на Ейском заводе, в связи с произошедшими эконмическими событиями, перестали обновляться. У парков не стало денег на обновление. Соответственно, у этих аттракционов стал продлеваться срок службы. И встал вопрос об их техническом состоянии.

Начались конфликты интересов. Как известно, любая продажа следует принципу «Клиент всегда прав» и потребитель должен быть защищён. А чем защищён?

В конечном итоге, мы пришли к тому, что у нас появились нормативные документы, которые описывают вопросы безопасности аттракционов: безопасного проектирования, безопасного производства, безопасной эксплуатации, безопасной утилизации и т.д., которая связана с аттракционами.

Сегодня существует Технический регламент 038 и перечень стандартов, обеспечивающих его соблюдение оценку технического состояния объектов и, в том числе, обеспечивающих технадзор аттракционов.

Подтверждением соответствия аттракционов и запасных частей к ним требованиям сегодня занимаются Органы сертификации, а контролирует соблюдение требований Московский ГосТехнадзор.

Добавить комментарий